Friday, November 14, 2014

Продолжая школьную тему (2)...

Жанна Хатунцева  подняла тему разных аспектов  подготовки к школе. Ее первый блог на эту тему называется: "Подводные камни" в подготовке ребенка к работе на уроке (1).


Продолжая школьную тему.... или  навык выполнять инструкцию с первого раза.



Жанна Хатунцева рассказывает:  "Как оказалось на практике из наблюдений за учебным процессом в классе, одной из основных проблем у детей в школе является отсутствие навыка выполнять инструкцию с первого раза.  

Учитель говорит инструкцию, например, "достаньте тетрадь в клетку" и большая часть детей никак не реагирует. Учитель повторяет инструкцию, тогда включается еще некоторое количество детей, но не все... В итоге теряется время и в случае если учитель не повторит инструкцию несколько раз, то она остается не выполненной. А это означает, что ребенок будет постоянно отставать: отставать вовремя достать принадлежности, открыть тетрадь, написать задание...
 
Для работы с таким поведением как "следовать инструкции" в Поведенческом анализе есть множество вариантов работы


Рассмотрим приблизительный вариант работы, которую вы можете проделать дома со своим ребенком. (Напоминаю, что вся работа в ПА сугубо индивидуальна и здесь приведен общий пример)
  • Во-первых приучите себя к поведению "давать инструкцию один раз", а не повторять её многократно, что часто бывает у родителей. Иногда они даже не замечают, что повторяют одно и то же много раз, потом уже начинают злиться, что ребенок не выполняет их требование. Но ребенок привыкает к этому множественному повторению и может просто не слышать ваши первые пять повторов, пока вы не делаете привычный шестой!!!
  • Даем инструкцию один раз (при этом вы должны быть уверены, что ребенок может её услышать и понять)
  • Ждем некоторое время (у каждого ребенка латентный период разный и может занимать от нескольких секунд, до нескольких минут)
  • Если ребенок не выполняет инструкцию, вы должны убедиться, что он её слышал. Вы можете спросить, слышал ли он вас и повторить ваш вопрос или просьбу.
  • Если инструкция не выполняется, то вы можете дать её по другому или дать подсказку ребенку (Например, если вы звали ребенка одеваться, то можно молча подать ему куртку)
  • После выполнения вашей инструкции, обязательно поощрите ребенка. Если ребенок выполняет вашу инструкцию с первого раза, то поощрение должно быть сразу и в ощутимом размере, что бы закрепить поведение!
  • Каждый раз поощряйте ребенка, если он выполняет инструкцию с первого раза. Позже нужно будет перейти на расписание поощрений и приучать ребенка к социальным поощрениям, которые обычно приняты в школе.
 
Таким образом с ребенком можно работать в течении дня, выполняя обычные домашние дела:
-- Можно просить принести кружку, а в ответ поделиться конфеткой за выполненную услугу. 
-- Можно просить помочь убрать посуду со стола и наградить улыбкой и поцелуем. 
-- Можно просить собрать игрушки и эмоционально порадоваться, как быстро он убрался в комнате и как теперь чисто!!

 Инструкции и поощрения вы выбираете сами!
 
Навык выполнять инструкцию с первого раза помогает при работе с академическими навыками, что очень помогает на занятиях в школе!"



 Дополнительная информация о работе Родительской программы здесь: http://www.parent-academy.com/
 Фотограф:  Бибичков Миаил

No comments:

Post a Comment