Sunday, December 28, 2014

Прикладного анализа поведения взгляд на цели коррекционного вмешательства.

Любопытно рассмотреть различия во взглядах прикладного анализа поведения и большинства других психологических, медицинских и педагогических подходов на цели коррекционного вмешательства, а также на необходимый и достаточный объем этого вмешательства.

Большинство психологических и педагогических подходов при определении цели и объема коррекционной (учебной, воспитательной, лечебной и др.) работы, например, с ребенком, исходят из представления о том, что должен быть некий идеальный образ ребенка, обладающего идеальным для его возраста (или хотя бы оптимальным) набором психологических качеств и навыков. А значит, программа-максимум коррекционной работы с реальным ребенком должна быть нацелена на максимальное приближение его к этому идеальному/оптимальному образу. То, что добиться полного соответствия идеалу не удается, воспринимается как досадная помеха и временная слабость современной психологической (медицинской, педагогической) науки.

Отсюда и врачебная шутка о том, что нет здоровых людей, а есть недообследованные. Отсюда же и два следствия, связанные с объемом коррекционного вмешательства.

Во-первых, можно начинать коррекционную работу (или как теперь еще говорят, «сопровождение») в любое время и с любым ребенком – всегда найдутся отличия реального ребенка от идеального, хотя бы по каким-то «параметрам», которые и будут корректировать.

Во-вторых, всегда неясно, пора ли уже коррекционную (учебную, воспитательную, лечебную) работу заканчивать - идеал-то не достигнут, и не понятно, способен ли данный конкретный ребенок приблизиться к этому идеалу еще хоть насколько-то. В результате, начинаются бесконечные дискуссии о возрастных нормах, их верхних и нижних границах, о нужности или ненужности их периодического пересмотра и критериях для пересмотра и др.

Прикладной анализ поведения считает индивидуальные различия и изменчивость фундаментальным принципом природы. Взаимодействуя с окружающим миром, человек стремится либо получить что-то для себя нужное, либо избежать чего-то нежелательного – вредного, опасного, раздражающего, неприятного. Если это удается, то поведение, которое привело к такому результату, в аналогичных случаях начинает происходить чаще (выучивается).
Если не удается, то соответствующее поведение прекращается.

Если поведение одновременно:
 а) позволяет человеку получать нужное и избегать ненужного,
 б) одобряется сообществом, в котором он живет,
 в) безопасно для человека и окружающих,
г) не препятствует обучению, развитию самого человека и окружающих,
 д) не создает помех социализации (установлению дружеских связей, общению, взаимодействию с другими, полноценной жизни в обществе),
- такое поведение считается адаптивным.

Прикладной анализ поведения считает необходимым начать коррекционную работу только тогда, когда поведение, демонстрируемое ребенком (или взрослым), не соответствует одному или нескольким из приведенных критериев, то есть не является адаптивным. И закончить, когда у ребенка сформируется альтернативное поведение, позволяющее достигать той же цели, что и предыдущее, но удовлетворяющее всем перечисленным критериям. Очевидно, что это может быть целый спектр возможных вариантов поведения, а не какое-то одно «идеальное». При таком подходе, работа специалистов имеет четкие границы и позволяет получать зримые и измеримые результаты.

Рассмотрим пример. Учитель начальных классов обращается к психологу по поводу «двигательной расторможенности» ученика на уроке: ребенок постоянно что-то теребит в руках, часто отвлекается, не следит за происходящим на уроке. Вариант действий психолога, придерживающегося традиционного подхода. Выдвижение гипотез о причинах поведения: у ребенка: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, возможно, повышенный уровень тревожности. Дальнейшие действия: проведение тестов (опросников) для уточнения диагноза, занятия по снижению уровня гиперактивности и/или уровня тревожности. Возникает проблема, до какого уровня нужно снижать гиперактивность или тревожность именно этому ребенку? Есть ли гарантия, что это поможет ребенку стать успешнее в учебе?
Вариант действий психолога, использующего прикладной анализ поведения. Формулирование рабочего определения целевого (нежелательного) поведения и проведение функционального анализа. Формулирование рабочего определения желательного поведения. Применение методик формирования желательного поведения. Поскольку в ходе работы будут подобраны естественные поощрения для желательного поведения, то в школе естественным образом будет поддерживаться именно то поведение, которое позволит ребенку успешно обучаться.

Таким образом, в большинстве случаев, прикладной анализ поведения позволяет более четко, в сравнении с другими психологическими подходами, определить цели и границы коррекционного вмешательства, а также его необходимый объем.

http://www.parent-academy.com/

No comments:

Post a Comment