Sunday, December 28, 2014

Социальные истории (Индивидуальный подход) #4


Социальные истории - это методика, которая широко используется в разных направлениях работы с поведением. 


Социальные истории -   являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа, его заменяющего.

Здесь можно почитать про  Социальные Истории (Обзор) # 1

 Методика Социальных Историй в работе специалистов прикладного поведенческого анализа может быть использована как:
  •   Предупредительные методика
  •  Обучающая методика
  •  Реактивная методика
Многим из нас знакомо использование социальной истории для ознакомления ребенка с новыми правилами: расписание дня, режимные моменты, самообслуживание, правила поведения в школе/садике. 

Для многих детей разделение действия на шаги, вербальное и визуальное представление того, что надо сделать является прекрасным подспорьем. 

Но не для всех детей подойдет такая история. Например, для старших детей она может показаться скучной и даже "обидной"--- "я и сам знаю что надо делать."  

 Что делать в таком случае? Я хочу поделиться тем, как на 4 блоке Предупредительных методик мы переписали одну из наших социальных историй. 

Наш подопечный, часто "забывал" раздеться после прихода домой. 

Вариант 1. Социальная история для обучения навыку по возвращении из школы сначала переодеваться, потом садиться за компьютер. 

Тима через день ездит в школу вместе с папой. Когда Тима возвращается домой после школы, он сначала снимает рюкзак. Потом снимает шапку, перчатки, куртку и ботинки. После этого Тима идёт в ванную комнату мыть руки. Затем Тима идёт в детскую комнату. Там он снимает сначала пиджаки вешает его на вешалку, которая висит на ручке двери. Затем он снимает брюки, водолазку и тоже вешает их на вешалки. Дальше Тима снимает носки и майку. Носки он кладёт в комод, а майку вешает на натянутую леску на торце кровати. Затем Тима надевает домашнюю одежду - футболку и брюки.  И теперь Тима включает свой компьютер и смотрит свои любимые мультики.
 
Вариант 2. Тима и Тара возвращаются из школы.




Стр. 1 Жил-был Тима. Тима через день ездит в школу вместе с папой.  
Стр. 2  И жила была обезьянка Тара. Тара хоть и была обезьянкой, но так же как и Тима ходила в школу. Только Тима ходил в школу для мальчиков и девочек, а Тара ходила в школу для обезьянок.
 Стр. 3  Когда Тара вернулась из школы она прямо в ботинках пошла в комнату. Тима закричал: «Постой Тара! Сними ботинки.» Тима объяснил: «Тара, мама только что пропылесосила квартиру. Когда ходят по дому в ботинках становится грязно.» 
Стр. 4  Тара сняла ботинки и побежала в комнату. Тима напомнил Таре: «Тара ты забыла снять рюкзак...»
Стр. 5  Тара  сняла рюкзак  и  уже  побежала  в  комнату.   «Постой» -- закричал Тима. «А шапка?   Тара   ты  забыла  снять шапку.» 
Стр. 6  Тара сняла шапку и ловко направилась в комнату. «Ой, ой, ой!» ---сказал Тима. «Тара ты забыла, перчатки. Ты забыла снять перчатки.» 
Стр. 7 Тара сняла перчатки и посмотрела на Тиму. Тара спросила: «Все?» Тима улыбнулся: «Надо еще снять куртку.» 
Стр. 8 Тима сам отвел Тары в ванну---мыть лапки. Тима сказал: «После улицы мы всегда моем руки.....» Посмотрел на Тару и добавил: «.....или лапы.» 
Стр. 9 Затем   Тима    отвел   Тару  в  детскую   комнату.   Там  он  показал  Таре,  как   снимать  пиджак. Труднее  всего  для  Тары  было  повесить  пиджак  на  вешалку,  которая  весит  на  ручке  двери. Но  Тима  ей  помог! 
Стр. 10 Затем  Тима  показал  Таре,  как  снимать  брюки,  водолазку  и  как  вешать их на вешалки.  



Стр. 11 Дальше Тима научил Тару снимать носки и майку. Носки он положил в комод, а майку повесил на натянутую леску на торце кровати.
Стр. 12 Тара тоже положила носки в комод, а майку повесила  себе на нос.
 Тима засмеялся: «Майку надо вешать на натянутую леску на торце кровати !»
Стр. 13  Затем Тима  и Тара надели домашнюю одежду - футболку и брюки.  

Стр. 14 Тима  включил  свой  компьютер.  Он  позвал  Тару  иди  сюда  будем   смотреть  наш  любимый  
мультик: «............................................................................................»

  Дополнительная информация о работе Родительской программы здесь: http://www.parent-academy.com/

1 comment:

  1. Дааа... не соврешь- не совратишь ;-) (шутка, строчка из песни).Хорошая идея не прямой подсказки через второе лицо. Но мне уже понравилась первая история. Я- взрослый человек и мне нужно написать блог. И с этим -загвоздка. Но вот если есть наводящие вопросы, с чего моделировать- то основная задача уже на половину сделана. А остальное- арабески. Спасибо Кира. ;-)

    ReplyDelete