Sunday, November 16, 2014

Связь поведения с внешними обстоятельствами




Существует много наук, которые работают с человеком. Насчитывается около 200 научных дисциплин, так или иначе занимающихся исследованием человека. К таким наукам относятся педагогика, психология, поведенческий анализ, социология,  философия, этика и др. Цель этих этих наук помочь человеку, справится со сложностями с которыми мы все неизбежно сталкиваемся.  А так же найти и объяснить закономерности человеческого развития.



Игорь Савченко отмечает: "Одной из психологических теорий, получивших широкое распространение в самых разных «человековедческих» сферах деятельности – в самой психологии, в педагогике, в управлении, в юриспруденции и многих других, - является теория черт. 

Эта теория утверждает, что каждому человеку присущи определенные черты, например, доброта или агрессивность, честность или лживость, пассивность или активность, трудолюбие или лень, общительность или замкнутость и так далее. Предполагается, что, если мы знаем или сумеем выявить черты, присущие какому-то конкретному человеку, то сможем и понимать, почему этот человек так или иначе повел себя в каких-то обстоятельствах, а также сможем предсказывать его будущее поведение в разных ситуациях. 

А как к идее черт относится прикладной анализ поведения – АВА? 
Поскольку АВА основывается строго на научных данных и принимает во внимание только те переменные, которые можно явным образом измерить, отношение специалистов по АВА к теории черт весьма скептическое. 

  • Во-первых, и сами сторонники наличия у человека определенных черт признают, что «чистых» «носителей» тех или иных характеристик мы вряд ли сможем встретить. Например, мы не увидим идеальных сангвиников или холериков, флегматиков или меланхоликов, так же как «чистых» циклоидов, шизоидов или эпилептоидов. Каждый человек обладает каким-то смешанным набором характеристик. 
  • Во-вторых, знание даже наиболее характерных для человека черт не позволяет уверенно предсказывать его поведение в разных ситуациях – человек, которого характеризуют, как смелого, в каких-то обстоятельствах вполне может испугаться и убежать, а робкий может совершить подвиг; жадный – проявить щедрость и поделиться, а щедрый – пожадничать. 

Поэтому прикладной анализ поведения предпочитает изучать конкретные обстоятельства, в которых оказывается человек, и то, как эти обстоятельства определяют его поведение. Такое знание позволяет АВА-терапевтам обучать клиентов, "обладающих" любыми чертами характера и личности, навыкам успешного, адаптивного, социально приемлемого и устраивающего самого клиента поведения в важных для него ситуациях."

Связь поведения с внешними обстоятельствами мы изучаем на первом блоке Родительской Программы, а обучение новым навыкам – на шестом блоке.

Дополнительная информация о работе Родительской программы здесь: http://www.parent-academy.com/



No comments:

Post a Comment